АСИ признало неэффективной реформу образования, которая проводится в последние годы министром Андреем Фурсенко. Именно такой вывод напрашивается из «дорожной карты» образования — документ был подготовлен экспертами под надзором главы направления АСИ «Молодые профессионалы» Дмитрия Пескова. По их расчетам, современное российское образование должно развиваться совсем по другим стандартам.
Документ настоятельно рекомендует объединить систему ЕГЭ со стандартами существующими в других странах. Речь прежде всего идет об аттестации знаний иностранных языков школьниками.
— Сейчас у нас существует ЕГЭ по английскому языку — но с нашей точки зрения, он не нужен и вреден. Почему-то российские специалисты считают, что у нас есть некий «особый» английский язык, мало связанный с английским используемым в остальной части планеты, которому мы учим выпускников школ. Если человек уже сдал качественный международный экзамен IELTS или TOEFL по английскому, то ему нет необходимости повторно сдавать другой тест, — уверен Дмитрий Песков. В конце концов это даст возможность прийти к признанию российских выпускных экзаменов за границей, считает он.
— Но сейчас, следуя политике Министерства образования и науки, весь контроль над выполнением ЕГЭ выполняет государство, в перспективном будущем этим должны заниматься только профессиональные общественные организации, создавать объединенный независимый центр приема результат работ ЕГЭ. Такие стандарты уже давно успешно используются во многих странах, — сообщает член комитета по науке СФ, сенатор Руслан Гаттаров, который также принимал активное участие в обсуждении спорного доклада. — В вузах возникает все больше требований к отчетности, которые вводит Министерство образования. Вузы получают все больше финансирования, но вместо набора квалифицированных ученых и экспертов, учебные заведения набирают в штат например, бухгалтеров, все дальше уходя от традиционной науки. Система саморегулирования для вузов должна появиться в ближайшем будущем. Введенный Фурсенко жесткий контроль в принципе не имеет перспектив, - это, своего рода, шаг назад.
Помимо этого, в АСИ считают большой ошибкой министерства образования недостаточное внимание к современным инновационным технологиям.
— Качественное онлайн-образование гораздо лучше некачественного обычного, — заявил Песков.
В АСИ полагают, что ситуацию мог бы исправить федеральный онлайн-университет.
— В нем могло бы быть до миллиона мест. Любой студент мог бы сам выбрать себе курсы. В случае успешной сдачи экзамена эти предметы должны засчитываться в его дипломе в любом другом обычном вузе, — считает Песков.
Для того чтобы внести соответствующие изменения в существующие сейчас законы, экспертам и сенаторам АСИ придется сильно поторопиться. До второго чтения федерального закона об образовании осталось совсем мало времени, его должны рассмотреть в ближайшие несколько месяцы. Ведь после второго чтения внесение поправок будет практически невозможным.
— Целый ряд этих стратегий может быть реализован, и они эффективны. Эти альтернативные предложения не хуже, чем те, что предлагает Минобразования — говорит заместитель председателя комитета думы по образованию Владимир Бурматов.
По его словам, поправки в закон об образовании от представителей АСИ он получит в ближайшие четырнадцать дней.
2012 ©
Продвижение сайтов artGK